Растительный мир Древнего Египта

Акация (Acacia nilotica Desf.)

Во времена фараонов древесину акации использовали как строительный материал, кору — для дубления, а листья, цветы и стручки имели самое разнообразное применение в медицине. Акацию принимали внутрь при многих заболеваниях.

  • Средство для уничтожения глистов: листья акации помещали в сосуд с водой и оставляли на ночь, накрыв его тканью. Ранним утром содержимое сосуда измельчали на каменных жерновах до тех пор, пока не образовывалась паста.
  • Средство для лечения кашля: листья акации, мед, сладкое пиво смешивали и давали этот напиток больному.
  • Вяжущие свойства листьев акации использовали в лекарствах для наружного применения. Средство при отеках ног: листья акации, листья зизифиса, охру и мед смешать и нанести в виде припарки.

  • Акацию использовали для лечения ран: листья измельчали в порошок, смешивали с маслом или жиром и наносили на рану.

Анис (Pimpinella anisum L.)

Анис употребляли внутрь при различных расстройствах живота и зубной боли. В одном из рецептов описано использование анисового семени для освежения рта.

  • Быстродействующее средство для восстановления сердца: плоды инжира, мед, охру, анисовое семя прокипятить в воде и пить на протяжении четырех дней (Эберс. 235).
  • Средство для лечения тех, кто страдает сужением в мочевом пузыре: печень быка и анисовое семя испечь и давать больному (Эберс, 267).

Арбуз (Citrullus lanatus Thunb. Mans/.. Citrullus cohcynihoides Sckw.)

В древнеегипетской мифологии арбуз был связан с плодовитостью. В одном из мифов описано, как бог Сет в обличии быка преследует прекрасную богиню Исиду. Не получив удовлетворения, он рассеял свою сперму по земле. Из этого семени выросли растения, названные «арбузом».

Арбузы выращивали в Египте с древнейших времен. Это растение упоминается во многих рецептах древних папирусов.

  • Средство для лечения дрожания пальцев рук: смазать пальцы маслом или жиром и наложить повязку из арбуза (Херст, 205).
  • Средство от запоров: хлеб из зизифиса, арбуз, кошачий кал, сладкое пиво и вино смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Эберс, 208).
  • Средство для изгнания болезни, вызванной вселением демонов: арбуз смешать с вином, выпить (Берлинский папирус,III).
  • Способ, как отличить женщину, способную родить, от женщины, не способной к деторождению: мякоть арбуза смешать с молоком женщины, родившей мальчика. Добавить в питье для женщины и дать ей выпить этот напиток. Если у неё возникнет рвота, то она способна к зачатию. Если у нее появятся отеки, то она никогда не родит (Берлинский папирус. 193).

Бобы (Vigna sinensis (L.) End/, синоним Dolichos lubia Forssk.)

Бобы были обнаружены в Египте в раскопках, принадлежащих временам даже более ранним, чем времена Древнего Царства. Несмотря на то, что в Египте существовали определенные запреты, относящиеся к употреблению бобов, их, тем не менее, иногда использовали в пищу. Работники Деир эль-Медины получали бобы в счет оплаты труда. Геродот утверждал, что египтяне не выращивали бобы, они росли как сорняк. Священнослужителям запрещалось смотреть на бобовое растение, так как оно считалось нечистым (Диоскорид, 11.37).

  • Бобовую муку просеивали через ткань, смешивали с водой, кипятили, а затем использовали как клизму. (Берлинский папирус, 164).
  • Бобовую муку смешивали с солью, маслом или жиром, медом, сладким пивом и вставляли в задний проход на протяжении четырех дней (Берлинский папирус, 28).
  • При болях в языке готовили жевательную смесь из листьев акации, охры, бобов, нубийского гематита, порошка кальцита, меда и других растений (Эберс, 704).

Брионии белая (синоним: переступень двудомный) (Bryonia dioica J acq.)

В Древнем Египте брионию принимали внутрь, но в одном из рецептов указывается, что

лечение не должно повторяться.   Растение использовали для лечения заболеваний  мочевого пузыря.

  • Средство для лечения затрудненного мочеиспускания: камыш, финики, брионию, мед, ягоды можжевельника и воду вскипятить и пить в течение четырех дней (Эберс, 263).
  • Отвар из брионии и других компонентов использовали для того, чтобы уменьшить боль во рту (Эберс, 122).
  • Концентрированный настой из брионии использовали для лечения печени (Эберс, 477).

Виноград {Vitis vinifera L.)

В Египте времен фараонов лучшие виноградники были в Дельте. Виноград ели и использовали для приготовления вина, в листья заворачивали начинку из риса или мяса. В древнеегипетской медицине вино использовалось как средство для растворения других компонентов, иногда его использовали как самостоятельное лекарство.

  • Слабительное средство: вино, мед, корневище сыти вскипятить и пить в течение дня (Эберс, 12).
  • Средство для лечения болезней органов грудной клетки: мякоть стручков рожкового дерева, кумин, вино смешать, вскипятить и пить на протяжении четырех дней (Эберс, 183).
  • Смесь из вина, ладана и меда изгоняет глистов (Берлинский папирус, 7).
  • Вино в смеси с укропом облегчает боль (Херст, 44).
  • Вино в смеси с солью излечивает кашель (Берлинский папирус, 39).
  • Сырой виноград наряду с инжиром, сикомором и медом был компонентом успокаивающего напитка для лечения заболеваний, вызываемых демонами. Все компоненты следовало кипятить в коровьем молоке (Берлинский папирус. 114).

Горох (Pisum sativum L.)

Горох был обнаружен в египетских захоронениях времен Среднего Царства. В древнеегипетской медицине горох входил в состав микстур, которые принимали внутрь, а также в состав мазей, наносимых на кожу.

  • Средство для вскрытия (например, опухолей): горох, соль из Нижнего Египта, мед, смешать и использовать в виде повязки (Херст, 132).
  • Средство для лечения мокнущих язв на пальцах ног: горох, стручки рожкового дерева измельчить в порошок с медом и использовать в виде повязки (Херст, 199).
  • Повязку из гороха и рубленого лука-порея использовали при ожогах для того, чтобы «сделать ожоги черными» и удалить белые пятна с кожи. Предварительно на рану клали порошок красной охры, смешанной с соком сикомора и рожкового дерева (Эберс, 501).
  • Болезни живота лечили успокаивающим напитком, состоящим из гороха и пива (Эберс, 4).
  • Страдания, вызываемые демонами или другими таинственными силами, уменьшали с помощью напитка, состоящего из пива, смешанного с кориандром, горохом и неизвестным компонентом. Напиток принимали перед сном (Херст, 87).

Гранат (Punica gra/utlum L.)

Дерево было ввезено в Египет во времена Нового Царства. В Древнем Египте плоды граната употребляли в пищу, из цветов составляли букеты и гирлянды. Круглые плоды граната сравнивали с женской грудью, а блестящие белые зерна с зубами прекрасной девушки. Гранат использовали для лечения дизентерии, диареи и болей в животе.

  • Средство для уничтожения круглых червей (нематод): корень гранатового дерева залить водой, оставить на ночь, затем принимать в течение дня (Эберс, 50).
  • Другое средство при болях в животе: корень фаната измельчить в порошок, смешать с пивом, добавить воды и оставить на ночь. Процедить через ткань и давать пить больному (Эберс, 63).

Дыня {Cucumis melo L.)

У греков, римлян и ассирийцев не было специального слова для обозначения дыни. Они называли что растение «спелым огурцом», поэтому часто возникала путаница из-за неправильного понимания предмета обсуждения. В отличие от них древние египтяне все же делали различие между дыней и огурцом. Дыню использовали как в пищу, так и в качестве лекарства. Листья дыни входили в состав смеси, которую использовали для лечения мочевого пузыря, других заболеваний живота или ануса. Плоды дыни использовали для депиляции.

  • Средство для лечения сердца: дыню, плоды сикамора, охру, свежие финики, мед и воду оставить на ночь, отфильтровать и пить в течение дня (Эбсрс, 220).

Зизифус, Христов терновник (Zizyphus spina — Christ/ WHId)

Зизифус был частью рациона фараонов и играл определенную роль в медицине Древнего Египта. В повседневной жизни использовались практически все части дерева, вплоть до древесных опилок. Плоды растения иногда добавляли в хлеб.

  • Листья растения и другие компоненты использовали для приготовления средства для лечения запоров в правой половине живота (Эбсрс, 210).
  • Болезни печени лечили микстурой, которую готовили из хлеба с добавлением зизифуса, инжира, винограда, мякоти стручков рожкового дерева, ладана и других компонентов (Эберс, 480).
  • Древесину смешивали с жидким компонентом и использовали как мазь для лечения заболеваний мочеполовой системы у мужчин (Эберс, 272).

Ива (Sulix suberrala Wilhl.. синоним Salix safsaf Forrsk.)

Растение имеет древнюю историю. Самые ранние находки, касающиеся этого растения, относятся к началу истории человечества. В самых древних захоронениях было найдено несколько отдельных предметов, изготовленных из древесины ивы. Листья ивы были обнаружены в гробнице Тутанхамона.

В Египте дерево росло во времена Нового Царства. Найдена запись путешественника времен Рамзеса II о том, что он совершал переход в Долину Фараонов: «…я присел отдохнуть в тени ивы, растущей среди бесплодной каменистой долины, где и провел несколько часов, коротая время тем, что измерял расстояние между гробницами, оглядывая их с места своего отдыха».

Египетские врачи прописывали листья и плоды ивы при многих заболеваниях. Листья входили в состав средства, улучшающего аппетит, плоды использовали в повязке для лечения отеков, а также для приготовления мази, с помощью которой лечили воспаления.

  • Рецепт охлаждающей повязки при переломах костей: листья акации, ивы. сикомора, зерна эммера, смола, вода. Повязку накладывали на четыре дня (Херст, 234).
  • Воспаленные молочные железы лечили наложением повязки из листьев ивы и зизифуса (Смит, 41).

Клещевина обыкновенная (Ricinus communis L.)

Клешевина — растение, из которого получают касторовое масло. Семена этого растения обнаружены в доисторических захоронениях на территории Египта. Среди способов применения касторового масла классические авторы называли применение его в качестве лампадного масла. Бедные люди использовали масло для смазывания своего тела.

Масло извлекали из семян клещевины несколькими способами:

  • семена очищали и подвергали прессованию;
  • семена обжаривали, затем кипятили в воде и снимали пленку масла с поверхности воды;
  • семена измельчали в жерновах, помещали в корзины и выдавливали масло.

В одном из папирусов записан короткий рассказ, полностью посвященный использованию клещевины. «В древних текстах встречаются сведения о том, какие лекарства можно изготовить из клещевины; иногда они могут быть полезны. Раскрошите корень клещевины и залейте водой. Наложите смесь на голову больного. Вскоре больной почувствует облегчение. Если у пациента болит живот, ему следует разжевать немного плодов клещевины с пивом. Плоды вызывают рост волос у женщин. Разотрите плоды в порошок, а затем смешайте с маслом до состояния густой пасты. Эту пасту женщина должна нанести на голову. Касторовым маслом смазывают кожу у больных, страдающих кожными заболеваниями. Кожа очень быстро очищается. Для того чтобы болезнь прошла, кожу следует смазывать не менее десяти дней. Это действительно эффективное средство, опробованное много раз (Эберс, 251)».

Касторовое масло действует как очищающее, так и смягчающее средство.

  • Средство для изгнания болезни из конечностей больного: плоды клещевины измельчить в порошок и смешать с медом. Наложить повязку с этим составом на больную конечность (Эберс, 601).
  • Листья растения использовали в качестве повязки для того, чтобы пасты из растений, наносимой при ожогах, не сдвигались с места. Наложение повязки сопровождалось чтением магического заклинания.
  • Наряду с другими растениями плоды клещевины жгли во время проведения ритуала изгнания болезней- вызванных демоном (Берлинский папирус, 58).

Конопля (Cannabis sativa L.)

Конопля была известна в Египте с середины второго тысячелетия до и. э. Волокна этого растения использовались для изготовления канатов. Упоминание об этом растении есть в текстах, найденных в египетских пирамидах. Частицы конопли были обнаружены в захоронении Аменопсиса IV (Ахенатена). Пыльца растения были найдена на мумии фараона Рамзеса II.

  • Средство для лечения глаз***: сельдерей и коноплю сорвать и оставить на ночь на земле таким образом, чтобы они покрылись росой. Рано утром этой росой промывают оба глаза пациента (Папирус из Рамессума, MI A 26).
  • Средство для лечения воспалительных процессов: коноплю и белое растительное масло смешать, использовать в качестве мази (Берлинский папирус, 81).
  • Средство для охлаждения матки: коноплю истолочь с медом и поместить во влагалище. Это средство способствует сокращению матки (Эберс, 821).

Кориандр (Coriandrwn sativum L.)

Плиний восхвалял качества египетского кориандра: «Лучшим считается египетский кориандр. Обширные раны излечивают смесью кориандра с медом или изюмом. Это средство также эффективно при заболеваниях яичек, ожогах, фурункулах, воспалении ушей и истечении из глаз» (NH.XX.lxxxii).

Множество дошедших до нас рецептов доказывает утверждение Плиния о лекарственном использовании этого растения в древнем Египте.

  • Постоянные боли в животе излечивали при помощи напитка, состоящего из пива с добавлением кориандра, семян льна, фиников, брионии (Hearst. I6I).

  • Если у больного было кровотечение, ему давали смесь, состоящую из смеси меда и пива с измельченными растениями: кориандром, витексом и неизвестным фруктом. (Берлинский папирус, 188).
  • При переломах костей накладывали повязку с пастой, в состав которой входили: кориандр, мед, забродивший сок растений и неизвестное растение (Херет, 220).

Кориандр входил в список растений, которые фараоны обычно преподносил храму в качестве дара. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены семена кориандра.

Корица (Cinnamonium zeylanicum Nees)

Классический способ применения корицы древними египтянами — в ароматных смесях. Теофраст описывал рецепт широко известного древними египтянами ароматного продукта «мегалеона» (mcgaleion), который готовили из горелой смолы, масла, корицы, кассии и мирра. «Этот продукт был дорог и труден в изготовлении. Чтобы изготовить мегалеон, масло кипятили десять дней и только после что го в него добавляли смолу и другие компоненты, поскольку масло наиболее чувствительно после тщательного кипячения». (Об ароматах, VI.30.)

Не имеется никаких записей времен фараонов о том, что корицу принимали внутрь или использовали с другой целью. Однако имеются рецепты коричной мази, где характерный запах и антисептические свойства растения оценивались по достоинству.

  • Мазь для смягчения конечностей: уголь, воск, ладан, корица, сухой мирр, говяжий жир, сладкое масло моринды. Этот состав использовали в качестве припарок, нанося его на четыре дня (Эберс, 687).

Корица была одним из продуктов, которые входили в число приношений храмам от фараонов. В папирусах перечислены приношения различным богам от Рамзеса III. Среди таких даров часто упоминается корица. Жрецы храмов обменивали корицу на другие товары, либо готовили из нее лекарства. Нет никаких свидетельств тому, что корицу возжигали перед статуями богов.

Во времена правления восемнадцатой династии (1567-1320 гг. до н. э.) царица Египта Хатшепсут отправила знаменитую экспедицию в страну Пунт за ароматными веществами и специями. Па обратном пути корабли были нагружены не только ладаном и миррой, но и другой ароматной древесиной, в том числе, корицей. Страна или город, который древние египтяне называли Пунт, был всего лишь промежуточным пунктом всего торгового пути, который простирался от Западной Африки до Европы. Корица была одними их самых дорогостоящих товаров, привезенных из долгого путешествия. Во времена правления фараона Сетоса I из девятнадцатой династии (1320-1200 гг. до н. э.) также нередко упоминали корицу в связи с Пунтом. Посвящая свои завоевания богу Амуну, фараон Сетос I произнес следующие слова: «Я обратил лицо на Запад и обнаружил удивительное… Я собрал вместе все земли Пунта, всю дань в виде смолы, мирра и корицы и всю прекрасную сладкую древесину божественной земли».

Кунжут (сезам) {Sesamum indicum L.)

В Древнем Египте кунжутное масло использовали для приготовления мазей, заполнения лампад, кроме того, оно было основой питания работников в городе Деир эль-Медина. Ни в одном древнем медицинском тексте не упоминается кунжутное масло. Возможно, причина этого в том, что растение получило распространение после того, как тексты уже были составлены. В гробнице фараона Майя в Мемфисе (18 династия) было обнаружено 10 сосудов, в которых содержались остатки кунжутного масла. Остатки кунжута также были найдены в гробнице Тутанхамона.

Лотос белый (Nymp/mea lotus L.)

Белый лотос — одно из самых почитаемых растений древнего Египта, встречается в каналах и реках этой страны и в наши дни. Это растение наряду с голубым лотосом (Nymphaea caerulea) часто упоминается в произведениях искусства древних египтян как символ жизни. Цветы и листья этого прекрасного растения применялись в качестве лекарств для лечения различных болезней, в том числе заболеваний печени, вызывающих разлитие желчи. Белый лотос использовался египетскими травниками для освежения тела и в качестве успокоительного средства. Считается, что листья и цветы некоторых растений, относящихся к роду Nymphaea, обладают наркотическим действием. В Европе существует родственный вид растения Nymphaea alba L. Это растение европейцы применяли при снижении полового влечения.

  • Средство для лечения печени: листья лотоса, вино, порошок зизифиса, плоды инжира, молоко, ягоды можжевельника, ладан, сладкое пиво смешать, оставить па ночь, процедить, пить в течение четырех дней (Эберс, 479).
  • Средство, вызывающее выпадение волос: Листья лотоса, вскипятить и вымочить в жире или масле. Поместить на голову злобной женщины (Эберс, 475).
  • Диоскорид писал, что корень египетского лотоса ели как сырым, так и в отваренном виде (в последнем случае, он напоминал по консистенции яичный желток), семена использовали при выпечке хлеба (IV. 114).

Латук (Lactuca saliva L., Lactuca virosa L.)

Диоскорид писал, что египтяне называли это растение «эмбрози» («еmbrosi») (II.165). Сок древней разновидности растения L. saliva использовали для подавления кашля, в качестве слабого успокоительного средства, а также в качестве средства, ослабляющего половое влечение.

В Древнем Египте растение имело противоречивую символику. Оно считалось священным растением бога плодовитости Мина, вероятно, из-за того, что его млечный сок напоминает сперму. Также его связывали с богом Сетом в эротическом контексте: согласно мифологии бог Сет забеременел после того, как съел латук, на котором находилась сперма его противника бога Хора. На памятниках египетских времен часто встречается изображение латука и его семян. Жрецам храма в Филе запрещалось есть латук.

  • Средство для лечения болезненности в нижней половине живота: латук, сок фиников вскипятить в масле или жире и использовать как припарку (Эберс, 40).
  • Средство для уменьшения боли в животе: свежую говядину, ладан, латук, ягоды можжевельника, свежий хлеб, сладкое пиво смешать, отфильтровать и пить в течение четырех дней (Эберс, 86).
  • Средство для лечения нагноения в ушах: латук смешать с опием и капать в ухо (Берлинский папирус. 301).
  • Компрессы из рубленого латука способствуют росту волос (Эберс, 467).

Льняное семя (Limim usifatissimun L.)

Остатки найденных в гробницах волокон льна свидетельствуют о том, что лен выращивали в Древнем Египте. Самая ранняя запись рецепта льняного масла датирована птоломеевским периодом, однако, несомненно, что масло использовалось гораздо раньше и в пищу, и для осветительных лампад. В медицинских целях масло применялось только наружно. Для лечения отечности в области заднего прохода использовали свечи, в состав которых входили листья льна. Припарку из семян льна применяли для уменьшения боли, исцеления кожных ран и нагноений.

  • Для уменьшения «жара в животе» использовали средство следующего состава: шарики из верхних листьев льна в смеси с забродившим соком растения помешали на живот больному (Эберс, 179).
  • Состав для укрепления ногтей на руках и ногах делали из охры, льняного семени, плодов сикомора, меда, масла или жира (Херст, 187).

Лук (Allium сера L.)

В медицине времен фараонов лук использовали при мумифицировании умершего: одну или две луковицы помешали в грудную клетку или таз, либо вкладывали в ухо или в глазницы. Лук также использовали как средство для отпугивания змей.

  • С его помощью останавливали менструацию. Для этого лук и вино смешивали в пасту и помещали во влагалище больной (Эберс. 828).
  • Средство для того, чтобы предотвратить «разжижжение крови» в конечностях: лук заливали жиром, а затем наносили на конечности (Херст, 238).

Вообще, египтяне широко использовали лук. Геродот писал: «На египетских пирамидах была начертана надпись, из которой следовало, что строители пирамид употребляли в больших количествах редьку, лук и чеснок» (11.125). Однако источник информации Геродота остался неизвестным, поскольку на пирамидах не было обнаружено никаких надписей, относящихся к делам смертных.

Майоран сладкий {Origanum majorana L.)

Ученые не установили с точностью, как называли это растение древние египтяне, но Диоскорид (111.47) и Плиний  утверждали, что египетское название этого растения «софо» (sopho) или «сампсакам» (sampsucum), что означало «растение бога Собека».

Диоскорид также указал название майоранового масла — «сампсахинон» (sampsuchinon) (I.58). Растение было обнаружено в гирляндах, украшавших мумию, возраст которой датирован первым веком п. э. Очевидно, это растение было распространено в садах египтян.

Мандрагора (Mandragora ojjicinarum L.)

Мандрагора — это ядовитое растение, которое на протяжении тысячелетий было окружено мистикой и тайной. Растение было завезено в Египет в эпоху Нового Царства (XVI XI вв. до н. э.). Диоскорид писал, что египтяне называли это растение «апериоум» (apcrioum) .

В гробнице высокого чиновника по имени Майя*, был обнаружен сосуд, в котором, согласно надписи, содержалось 2 меры морингового масла наивысшего качества в смеси со смолой и мандрагорой.

Листья растения использовались наружно для лечения язв, корень применяли как болеутоляющее, наркотическое и возбуждающее средство. В качестве примера особого отношения к этому растению в древнем мире можно привести следующую цитату из Теофраста: «Говорят, что собирая мандрагору, следует очертить вокруг нее три круга, затем первое растение нужно срезать, очертив вокруг него мечом круг и, повернувшись лицом на запад, второе — пританцовывая вокруг растения и произнося как можно больше слов о тайне любви… Листья мандрагоры используют в пищу, они полезны для ран, корни пригодны для лечения эпилепсии (когда они очищены и вымочены в уксусе), подагры, бессонницы и для составления любовных микстур. Мандрагору дают в вине или масле, нарезают маленькими шариками размером с редиску и делают из них ожерелье» (IX.8.8; IX.9.I).

Во времена фараонов корень мандрагоры наделяли эротическим смыслом. Изображение растения часто встречается в египетских орнаментах, но иногда его трудно отличить от плодов персей.

Принятое в нашем мире слово «мандрагора» является производным от шумерского слова, которое переводилось как «дьявольское растение». Шумеры использовали корни, листья, семема и сок растения в растительной медицине для лечения зубной боли, болей в животе, а также при родах.

Мирт (Myrtus communis L.)

Диоскорид описал процесс приготовления миртового масла, уточнив, что листья растения вымачивали в оливковом масле для того, чтобы выделить из него ароматное масло, содержащееся в листьях (1.48). Листья и плоды растения имели разнообразное применение в медицине. Плиний писал, что мирт имеет наиболее сильный запах среди всех растений, растущих в Египте. Его слова подтверждал Теофраст, который писал, что в этой стране было растение с удивительным ароматом и ягодами, вкус которых подобен вину. Были обнаружены древние венки, в которых использован мирт. В медицинских текстах много ссылок на использование мирта. Растение было частым компонентом смесей трав, используемых для отпугивания насекомых.

  • Самостоятельно мирт применяли для лечения нервных заболеваний, например, гика лица: больного следует окурить миртом и напоить сладким пивом так, чтобы он начал потеть. Затем больного следует массировать руками (Берлинский папирус. 76).
  • Растение прописывали при заболеваниях мочевого тракта: мирт измельчить с добавлением забродившего сока растений и нанести на область полового органа мужчины (Эберс, 269).
  • Средство для устранения слизи из грудной клетки: мирт и овсяную кашу нанести на грудь в виде повязки на четыре дня (Берлинский папирус, 142).
  • Средство для уменьшения боли: пшеничную, ячменную муку, мирт, мед и муку из эммера нанести в виде повязки (‘Эберс, 129).
  • Растение принимали внутрь для лечения кашля: забродивший сок растения, масло или жир, пиво поместить в горшок и кипятить. Измельченный латук и мирт добавить в горшок, затем кипятить, процедить и давать больному в течение четырех дней (Эберс, 312).

Можжевельник (Jimipemsphoenicea L., Juniperus drupiwea L.)

Геродот и Диоскорид называли это растение «кедр». Древесину можжевельника использовали для плотницких работ, а ягодам находилось разнообразное применение в медицине. Опилки и смола можжевелового дерева были обнаружены на мумиях фараонов.

  • Средство для лечения болей в животе и заднем проходе: корневище сыти, сладкое пиво, мед, ладан, ягоды можжевельника, изюм, инжир, плоды персей смешать, оставить на ночь, процедить, а затем принимать каждый день (Эберс. 137).
  • Приступы астмы облегчались при помощи следующего средства: инжир, плоды персей, виноград, плоды сикомора, ладан, тмин, ягоды можжевельника, вино, гусиный жир, сладкое пиво перемешать до однородной смеси, процедить и давать больному в течение четырех дней (Эберс, 327).
  • Ароматную, стимулирующую мазь с добавлением ягод можжевельника использовали для лечения головной боли: ладан, тмин, ягоды можжевельника, гусиный жир прокипятить, этим составом смазать голову (Эберс, 254).
  • Одним из компонентов освежающей припарки были опилки древесины можжевельника. Помимо опилок в состав средства входили различные смолы, воск, кориандр, свиной и говяжий жир (Эберс. 652).

Мята перечная (Menthapiperita L.)

В гробнице, датированной началом Позднего Периода (664—525 гг. до н. э.), был обнаружен букет с листьями перечной мяты. Древнее название растения и область его применения в медицине с точностью не установлены. Диоскорид упоминал о египетском названии мяты, называя ее «тис» (lis).

Олива (Otea europaea L.)

Первое упоминание об оливе в Египте датируется временем правления 18-й династии (1350 г. до н. э.), но, возможно, это растение произрастало там, в более ранние времена. Теофраст писал, что олива росла в Верхнем Египте. Оливковое масло египетского происхождения было не хуже греческого, за тем исключением, что оно менее приятно пахло.

Во времена Нового Царства оливки и оливковое масло импортировали сначала из Сирии, а позднее — из Греции. Позднее листья и ветви олив стали использовать в декоративных целях. В больших букетах, найденных в гробнице Тутанхамона, среди веток персей находилось несколько ветвей оливы, а в трех венках из той же гробницы были найдены листья оливы. Найден букет, состоящий из оливковых листьев и майорана.

Фараон Рамзес III приказал посадить оливы вблизи храма бога Ра в Гелиополисе: «Я посадил оливы в вашем городе Гелиополисе, населенном многими людьми, для того чтобы вы могли делать лучшее в Египте масло для возжигания лампад в священном храме».

Помимо использования в качестве лампадного масла, драгоценную жидкость применяли для замачивания цветов и получения ароматных масел. В папирусах нет никаких указаний на то, что масло использовали в лечебных целях.

Папирус (Cypems papyrus L)

Этому растению египтяне нашли множество способов применения. Стебли папируса отделяли от мякоти, расплющивали, соединяли вместе для получения материала для письма. Из волокон плели паруса, одежду, циновки, канаты, сандалии. Были найдены фляги и детские мячи из папируса. Цветы на длинных стеблях были идеальной основой для составления высоких сложных букетов, которыми украшали храмы и могилы, цветоножки растения употребляли в пищу.

Во времена фараонов папирус использовали вместе с другими растениями для изготовления повязок, фиксирующих конечности (Эберс, 669) и для глазных компрессов (Эберс, 340). Плиний писал о том, что высушенный папирус использовали для подсушивания свищей или вскрытия ран, чтобы в них можно было добавлять другие лекарства, а также для лечения мозолей.

Пажитник (Trigone!’fafuenum-graecum L.)

Пажитник — однолетнее растение с листьями в форме трилистника и белыми цветами, из которых по мере созревания формируются загнутые стручки с 10 20 семенами. Семена использовали для приготовления омолаживающих составов. Такой способ применения этого растения не лишен основания, поскольку в семенах содержится большое количество витаминов и кальция. Считалось, что семена усиливают лактацию и излечивают воспалительные процессы в груди. Пажитник является компонентом смеси пряностей «карри». В Египте эту смесь из пряностей добавляли в хлеб. Листья растения использовали в пищу и кормили ими домашний скот. Диоскорид писал, что египтяне называют пажитник словом «итазин» (itasin). Семена пажитника были обнаружены в захоронении фараона Тутанхамона. В медицине Древнего Египта растение использовали, для стимуляции родов: «…это лекарство для расслабления плода в матке женщины: смесь свежего пажитника и меда следует давать роженице в течение одного дня» (Эберс, 801).

Персея (Minmsops laurijbtius Forsk.. Friissyn. Schimperi A.Rich)

Дерево с названием «персея» во времена фараонов росло на всей территории Египта. Плоды этот растения были найдены в захоронении времен Древнею царства и более поздних захоронениях; листья были обнаружены на гирлянде, украшавшей мумию времен Нового царства. Они служили основой для других цветочных элементов гирлянды. Плоды дерева часто встречаются на изображениях, хотя иногда их трудно отличить от плодов мандрагоры. Чашелистики у плодов персей обычно короче, чем у мандрагоры.

В римский период дерево было практически уничтожено на территории Египта. Только с началом двадцатого века дерево вновь появилось в египетских садах. 13 гробнице Тутанхамона было обнаружено два больших букета из персей. В медицинских текстах растение упоминается только в рецепте средства для лечения «белых пятен на коже».

Пихта (Abies cilicica (Ant. & Kolschy) Carr.)

Поставщиками древесины и смолы пихты были Сирия и Малая Азия. Египет издревле импортировал эти продукты. Смола пихты была обнаружена в захоронениях фараонов, датированных 2686-2181 гг. до н. э. На небольшом сосуде из известкового шпата в гробнице Тутанхамона была надпись «смола пихты», а внутри сосуда все еще оставалось небольшое количество смолы.

  • Древесина пихты использовалась в качестве лекарства для лечения опухолей, стружки пихты, замешанные в сброженный сок дерева, были обнаружены на стенках расколотого нового чистого горшка (Эберс, 574). Это средство использовали вместо гипсовой повязки.
  • Пихтовое масло, получаемое из смолы, в смеси с красным натром и неизвестным фруктом использовали в качестве средства для изгнания глистов (Эберс, 77), а в смеси с медом и неизвестным компонентом использовали для умывания лица.
  • Для лечения морщин использовали пихтовое масло в смеси с сброженным соком неизвестного растения (Эберс, 719).
  • Загрязненные раны очищали и поддерживали в открытом состоянии при помощи повязки из жира горного козла, пихтового масла и дробленого гороха (Эберс, 522В).

Пупавка красильная {Anthemis tinctoria L.)

Это вид ромашки с желтыми цветами и плодами, имеющими сильные красящие свойства. Неизвестно, использовалось ли это растение в качестве красителя в Древнем Египте, но в одном из цветочных венков, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, присутствовали эти желтые цветы. Остатки порошка пупавки красильной были обнаружены в брюшной полости фараона Рамзеса II. В этом случае растение, вероятно, использовалось в качестве инсектицида.

Редис (Raphanus sativus L)

Редис был известен авторам древности, в том числе Плинию. Описывая египетский редис, Плиний упоминал о том. что редис в этой стране был чрезвычайно урожайным, а коренья очень сладкими; египтяне использовали растение в медицинских целях. Диоскорид писал, что иногда для лечения болезней кожи использовали масло редиса, но в основном египтяне употребляли его в пищу (1.45). Слово, которым обозначали растение в Древнем Египте, означало «слабительное» (возможно потому, что из редиса готовили слабительное средство).

Рожковое дерево (Ceratonia siliqua L)

Рожковое дерево росло в Древнем Египте. Стручки растения использовали для получения сладкого пива, а также в медицинских целях. Значение древнеегипетского слова, соответствующего современному названию рожкового дерева, неоднозначно. Его переводили по-разному: либо как «мякоть стручков рожкового дерева», либо как «колоквинт». Последние исследования нозволяю’1 предположить, что использование слова «рожковое дерево» наиболее вероятно. Стручки рожкового дерева используются в бесчисленном количестве рецептов для лечения заболеваний глаз и против кашля.

  • Средство для лечения красных воспаленных глаз: мякоть стручков рожкового дерева, листья акации, зеленую краску для глаз, молоко женщины, родившей мальчика, смешать в пасту и нанести на веки обоих глаз (Эберс, 408).
  • Средство для лечения глаз: черную краску для глаз, свежевыжатый сок из мякоти стручков рожкового дерева, забродивший мед смешать, нанести на оба глаза (Эберс, 399).
  • Средство для подсушивания ран: ладан, мякоть стручков рожкового дерева, говяжий жир смешать вместе и нанести на рану (Эберс, 520).
  • Средство от дурного запаха для мужчин или женщин: измельченную мякоть стручков рожкового дерева сформировать в гранулы и натирать ими тело (Эберс, 709).
  • Средство для лечения дрожания конечностей: зерна эммера*, мякоть стручков рожкового дерева и малахит вскипятить и нанести на конечности.

Розмарин (Rosmarinus officinalis L.)

Древнее название растения неизвестно. Также невозможно установить время, когда египтяне начали использовать розмарин.

Сельдерей (Apium graveolens L)

В наши дни сельдерей растет в садах египтян точно гак же, как и во времена фараонов. Известно, что его выращивали уже в 1000 г. до н. э. В гирляндах из растений, обнаруживаемых на мумиях того периода, листья сельдерея чередуются с бутонами лотоса.

Диоскорид писал, что египтяне называли это растение «миф» (mith). Сельдерей легко спутать с петрушкой, которая также имеет название «горный сельдерей».

  • Сельдерей из Дельты размалывали, наносили на повязку и использовали для заживления ожогов (Эберс, 502).
  • Другой рецепт времен царствования АменофисаIII — правителя Верхнего и Нижнего Египта: сельдерей, смолу пихты, масло пихты и неизвестные растения смешивали и наносили в качестве лекарства от ожогов (Эберс, 487).
  • Средство для лечения «застоя» крови: говяжий жир, ладан, траву сыть из сада, траву сыть с берега реки, опилки пихты, дорогую мазь, сухой мирр, смолу и сельдерей смешать до состояния пасты и использовать в виде припарки (Эберс. 594).

  • Лекарство для лечения языка: уголь, сельдерей, охру и медный порошок пожевать и сплюнуть (Эберс, 700).

Сикомор античный (Fictissycomorus /..)

Плоды и древесина сикомора были обнаружены в додинастических захоронениях Древнего Египта. Растение часто применяли в качестве красителя, из его древесины строили дома, листья и плоды широко использовали в медицине. Перед употреблением плодов в пищу их надсекали ножом для того, чтобы не дать паразитам спрятаться внутри плода.

  • Измельченные листья входили в состав средства для лечения запоров (‘Эберс, 210).
  • Для лечения переломов костей накладывали охлаждающую повязку с мазью, в состав которой входили листья акации, ивы, сикомора, зерна эммера, смола, вода. Повязку накладывали на четыре дня (Херст, 234).
  • Средство для лечения болей в животе: коровье молоко, плоды сикомора и мед смешать, вскипятить и принимать в течение четырех дней (Эбсрс, 18).
  • Из измельченных плодов сикомора, египетской соли, мякоти стручков рожкового дерева, меда, воды и неизвестного компонента изготавливали жевательную резинку для лечения языка (Эберс, 702).
  • Болезненные опухоли лечили, прикладывая к ним смесь из экскрементов мухи, смешанных с соком сикомора (Эберс. 570).

Тимьян (виды неизвестны)

Несмотря на то, что древнее название тимьяна с точностью не известно, очевидно, что это растение росло в Египте. Диоскорид писал, что существовал вид растения, который египтяне называли «мероуопиос» (merouopyos) (III.46), возможно, именно это растение и было тимьяном. В захоронении фараона Тутанхамона были найдены остатки растения Thymus sptcata, которое, как говорил Диоскорид. египтяне называли «саем» (saem). 11линий упоминал о двух видах тимьяна, используемых для лечения головной боли и болей в животе: T.vulgaris и T.serpyilum. 

Тмин черный (Nigella saliva L.)

Пряные семена этого растения использовались в Индии и других восточных странах для поддержания лактации и улучшения формы 1руди. Эту пряность использовали для улучшения вкуса хлеба и других блюд. Остатки этого растения обнаружены в гробнице Тутанхамона, однако название растения и область его медицинского применения в Древнем Египте современникам не известны.

Тмин (Cumin cyminum L.)

Родиной этого растения семейства зонтичных является Египет. Семена тмина обладают стимулирующими и ветрогонными свойствами и широко используются при изготовлении приправ (особенно карри), а также в парфюмерной промышленности. Тмин входил в число растений, преподнесенных фараоном Рамзесом III храму Ра в Гелиополисе. Лечебные свойства тмина были общепризнанными в египетской медицине.

  • Средство для успокоения кашля: молоко и тмин смешать с медом и давать больному в течение четырех дней (Берлинский папирус, 31).
  • Средство от болей в животе: тмин, гусиный жир, молоко прокипятить, процедить и принимать в течение четырех дней (Эбсрс, 5).
  • Средство для лечения легких: мякоть стручков рожкового дерева, тмин и вино прокипятить, процедить и пить на протяжении четырех дней (Эберс, 183).
  • Средство для лечения заболеваний языка: ладан, тмин, желтую охру, гусиный жир, мед перемешать, добавить воду, разжевать и выплюнуть (Эберс, 700).

  • Средство для устранения боли в любой части тела: ладан, тмин, свежий хлеб, гусиный жир, мед, сладкое пиво смешать, отфильтровать и пить в течение четырех дней (Херст, 43).

Черный перец (Piper nigrum /,.)

Факт существования перца в Древнем Египте был подтвержден учеными, исследовавшими мумию фараона Рамзеса II. Было установлено, что одним и:» компонентов, используемых при мумификации тела фараона, был черный перец. Горошины перца были вложены в ноздри и брюшную полость мумии.

Укроп (Anethum graveo/ens L.)

В захоронении фараона Амснофиса II были обнаружены стебли укропа с листьями и цветами. Диоскорид писал, что это египтяне называли это растение «аракхо» (arakhou) (I1I.67).

  • В Древнем Египте укроп был компонентом обезболивающей смеси: укроп, финики, изюм и вино прокипятить, процедить и пить на протяжении четырех дней (Херст, 44).
  • Семена укропа использовались для приготовления мази от головной боли в смеси с брионией, кориандром, жиром оста и двумя неизвестными растениями (Эберс, 249).
  • В качестве припарки для лечения боли в плечах составлялась смесь с миррой, ладаном, витексом. опилками пихты, сикамором, ферментированным соком растений и тремя неизвестными компонентами (Эберс, 658).
  • Против болей в области шеи изготавливали припарку, которая состояла из «воды, взятой у прачек», меда, укропа и части неизвестного дерева. «Эту припарку держали на теле четыре дня. (Берлинский папирус, 163).

Финиковая пальма (Phoenix dactylifera L.)

Финиковая пальма росла в Египте с доисторических времен. Во времена фараонов из фиников изготавливали вино, даже в наше время до того, как начали культивировать сахарную свеклу и сахарный тростник, финики были одним из главных подсластителей блюд наравне с медом и соками фруктов. Вино из фиников не только пили, но также использовали в процессе мумификации для обмывания тел.

  • Средство для лечения отеков конечностей: свежие финики, косточки фиников, сухой мирр, воск смешать до состояния пасты, повязку наложить на четыре дня (Херст, 235).
  • Средство для уменьшения кашля у детей: высушенные измельченные финики смешать с молоком и давать пить ребенку (Берлинский папирус, 30).
  • Средство против чихания: финиковый сок закапать в ноздри (Эберс, 761).
  • Средство для роста волос, изготовленное для Шеши, матери Тети, его величества правителя Верхнего и Нижнего Египта: «собачьи кости, финиковые косточки, ослиное копыто хорошо сварить с маслом или жиром и использовать как мазь» (Эберс, 468).

Хна (Lawsonia biennis L.)

Листья хны были обнаружены в захоронениях позднего периода и во времена Птолемея, но вопрос о том. использовалось ли растение в качестве красителя, остается спорным. Известно, что египтяне окрашивали ногти, однако нет доказательств тому, что они делали это при помощи хны. На некоторых мумиях волосы окрашены красной краской, в состав которой входила хна. Плиний упоминал египетскую мазь, изготовленную из «кипроса» (cypros) — вероятно, именно гак в Египте называли хну

  • Средство для лечения болезней, вызывающих выпадение волос: лен и хну обдать кипятком, вымочить в масле с добавлением экскрементов мух, измельчить до состояния насты и нанести на голову (Эберс, 774).
  • Хна использовалась в повязках для лечения опухолей: хну, соль, мед измельчить, смешать и нанести на больное место (Берлинский папирус, 53).

Эммер (Triticum d’tcoccum Sc/irank.)

Эммер (пшеница двузернянка) рос в Египте с древнейших времен. Он повсеместно использовался для приготовления хлеба и пива. Мука, сделанная из эммера, была «слабой», пригодной для приготовления безонарного и сдобного геста.

  • В смеси с солью и другими растениями эммер использовали для того, чтобы вызвать роды (Эберс, 800).
  • Он применялся для стимуляции роста волос. Непонятно какая часть растения использовалась в средстве, но известно, что в ней содержалось определенное количество жидкости. Некую часть растения смалывали в жерновах, отжимали через ткань; получившуюся жидкость смешивали до пастообразного состояния с медом, кипятили и наносили на лысину (Херст, 145).
  • Средство для лечения сердца: черный эммер и воду прокипятить, процедить и пить на протяжении четырех дней (Херст, 51).
  • Средство для лечения болей в животе: сухие зерна эммера смешать с пивом, поместить в печь и испечь лепешку. Есть на протяжении четырех дней (Эберс, 322).

Ячмень {ПоЫеит vulgare L.)

В Египте существовали сорта ячменя, в колосе которых находилось четыре или шесть зерен, хотя изредка встречались другие разновидности этого растения. В древние времена ячмень был одной из основных пищевых культур. Он использовался для производства хлеба и пива. Зерна ячменя находили в захоронениях, датированных додинастичееким периодом. Очищенные зерна ячменя были найдены в гробнице Амснофиса I. Побеги ячменя, обнаруженные во время раскопок, были частью обряда похорон, однако они также употреблялись в пищу и живыми людьми. В современном Египте нубийцы варят пиво, которое они называют «боуза» (bouza). Несомненно, что это пиво очень похоже на древний напиток, в нем содержится 7% спирта. Ячмень широко использовали также в древней медицине.

  • Переломы костей лечили следующим составом: коровье молоко и муку из свежего ячменя смешать в пасту и использовать в качестве повязки (Херст, 219).
  • Белые пятна, возникающие на коже после ожогов, лечили наложением повязки следующего состава: ячменный хлеб, масло или жир смешать в пасту. Это средство действительно превосходно, так обозначено в папирусе (Эберс. 509).

Смесь из пшеницы эммер и ячменя использовали для прогнозирования наступления беременности. Женщина должна была каждый день смачивать зерна своей мочой, после чего их помещали в два мешочка. Если зерна в обоих мешочках прорастали, это означало наступление беременности. Если прорастали зерна ячменя — должен родиться мальчик. Если прорастали зерна эммера — должна родиться девочка. Если зерна не прорастали, это означало отсутствие беременности (Берлинский папирус, 199). Предполагается, что пол ребенка прогнозировался на основе лингвистических признаков произношения слов: слово «ячмень» в египетском языке -мужского рода, тогда как слово «эммер» — женского. Как бы то ни было, египтяне имели понятие о том, что беременность можно определить по моче женщины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *