Древняя Греция

Большая часть медицинских знаний о лечебных свойствах растений пришла в раннюю Грецию из Египта. В VI! веке до н. э. столица Греции Афины была крупным торговым центром, в котором среди прочих процветали лавки торговцев ароматными благовониями. 13 этих лавках продавались продукты из благовонных растений, главным образом густые мази на основе оливкового, миндального, касторового масел. Настои изготавливались из майорана, лилии, тимьяна, шалфея, аниса, розы, ириса и других растений. Благовония считались даром богов и в основном использовались для совершения религиозных обрядов.

Настоящий расцвет эпохи благовоний наступил в Древней Греции после того, как Александр Македонский совершил свои победоносные походы в Египет и Малую Азию. Великий полководец заимствовал у персов традиции использования благовоний именно для получения наслаждения от прекрасных ароматов, а не только для использования в религиозных обрядах (как это было принято ранее). Сведения о том, как это произошло, дошли до нас благодаря сочинениям древнегреческого писателя и философа Плутарха. В своем произведении «Александр» он описывает поход Александра Македонского в Персию. Осенью 333 до н. э. под городом Исса в Персии армия Александра Македонского разбила втрое превосходящую по численности армию персидского царя Дария III. К окончанию битвы личный обоз Александра Македонского еще не прибыл, поэтому после боя ему пришлось мыться в походной бане побежденного царя. Там он увидел множество изящных золотых кувшинов, флаконов для духов тончайшей работы, наполненных благоухающими маслами. Из бани он перешел в палатку, поражавшую высотой и размерами, с изумительными ложами, столами и посудой. Тогда Александр, привыкший к аскетизму походной жизни, сказал, взглянув па друзей: «Видимо, это и значит царствовать». Пораженный изобилием ароматных веществ, Александр вспомнил эпизод из своего детства, связанный с благовониями. Однажды, когда воспитатель Леонид совершал жертвоприношение, маленький Александр подбежал к нему и, схватив пригоршню благовоний, бросил их в огонь. «Когда, Александр, ты завоюешь страну, обильную ароматами. — заметил ему Леонид, — тогда ты будешь так щедро их жечь. А пока то, что есть, расходуй бережливо». Вспомнив своего наставника, Александр послал Леониду из Персии 500 талантов ладана и 100 талантов смирны, сопроводив подарок письмом со строками: «Мы послали тебе ладана и смирны в изобилии: перестань скаредничать с богами». Рассказывают также, что Александру преподнесли ящичек изумительной работы, принадлежавший раньше Дарню. Друзья советовали хранить здесь самую большую драгоценность. Александр сказал, что положит сюда «Илиаду» Гомера.

Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский ублажал не только свое разгоряченное тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал его для ароматизации трона и других предметов обихода. Возмущенные поведением греков, египетские жрецы решили не открывать «варварам» тайные знания о целебных свойствах растений. Если их принуждали, то они или откровенно обманывали, или говорили полуправду. Но Александра Великого уже невозможно было остановить. Своему другу однокласснику по афинской школе Тсофрасту он посылал черенки и семена различных растений, которые использовались для извлечения ароматов. Благодаря этому в Афинах был создан первый ботанический сад.

Основателем школы «рациональной» или «научной» медицины считают грека Гиппократа (IV век до н. э.). Гиппократ был современником Александра Македонского и вёл жизнь странствующего врача в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Чёрного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой, храмовой медицины и определение медицины как самостоятельной дисциплины. Гиппократ отрицал сверхъестественное, божественное происхождение болезней и учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Его можно также назвать первым доктором «естественной медицины» в современном значении этого выражения, так как для лечения он использовал простые природные средства, такие как уксус, мед, травы, гидротерапию. Он придавал особое значение предотвращению болезни и здоровому образу жизни. Некоторые из его работ сохранились и были переведены с древнегреческого языка на многие языки мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *